В Израиле людей лечат. Дайте своему ребенку шанс стать здоровым!
У Вас и Вашего ребенка ведь нету СДВГ (синдрома дефицита внимания и гиперактивности)?
Проверьте это онлайн бесплатно и прямо сейчас!



Компьютерный экзамен T.O.V.A. (Заметки техника)

Предисловие.

Сразу хочу предупредить: я не детский невропатолог. Я техник.

Моя работа состоит в проведении экзамена T.O.V.A. пациентам с подозрением на ADHD (Attention deficit hyperactivity disorder), или в переводе на русский СДВГ (Синдром дефицита внимания и гиперактивности). Поскольку моими пациентами являются дети, то в дальнейшем я буду говорить о них, а эти заметки адресуются их родителям.

Проблемы детей с СДВГ широко обсуждаются на различных форумах в интернете. Достаточно в поисковой строке Гугль набрать эту аббревиатуру и Вы получите ссылки в огромном количестве. Интересно, что основным предметом обсуждения является не столько сама болезнь, сколько лекарство, с помощью которого её лечат. И это неудивительно: если в Израиле риталин, или его модификации являются практически единственным применяемым лекарственным средством, то в России он запрещён, как опасный наркотик. Так что накал страстей на форумах вполне понятен и оправдан. Но эти проблемы не в моей компетенции. Моё дело – экзамен T.O.V.A. И этим я занимаюсь около 10 лет. Вот на вопрос : «Что такое T.O.V.A.?» я и хочу ответить возможно подробней.


Компьютерная программа T.O.V.A

T.O.V.A.-Test of Variables of Attention, в несколько неуклюжем переводе с английского Проверка Составляющих Внимания-это компьютерная программа проведения экзамена и обработки его результатов, с помощью которой удаётся получить количественную оценку факторов, определяющиx наличие или отсутствие СДВГ. Следует иметь в виду, что положительные результаты экзамена являются необходимыми, но недостаточными условиями для получения окончательного диагноза об отсутствии у ребёнка проблем СДВГ. Последнее слово остаётся за врачём-специалистом. Но полученные результаты экзамена помогают врачам принять правильное решение в сложных случаях. Именно поэтому они направляют детей на проверку T.O.V.A.

Разработка программы началась в 60-ых годах прошлого века в Университете штата Миннесота, и только в1991 году она была доведена до «товарного» вида и стала доступна специалистам во всём мире. С историей создания программы можно ознакомиться на официальном сайте T.O.V.A.

T.O.V.A . состоит из hardware, подключённого к компьютеру внешнего устройства, состоящего из кнопочного микровыключателя и преобразователя импульсов, идущих от него, в компьютерный код (см. ниже) и software- собственно программы, которая обрабатывает сигналы от внешнего устройства и после получения результатов сравнивает их с заложенной в неё базой данных. Эта база содержит сведения о результатах нескольких тысяч экзаменов. Окончательная оценка, выдаваемая компьютером, зависит от возраста и пола ребёнка.

В обязанности техника входит:
   - Подготовить аппаратуру к работе.
   - Ввести исходные данные о ребёнке в компьютер.
   - Ясно и доходчиво объяснить ребёнку (и, желательно, родителям), что от него требуется.
   - Проверить, как он понял.
   - Наблюдать за поведением ребёнка во время экзамена.
   - После окончания экзамена передать результаты врачу специалисту для заключения.

Моя клиентура:
   1.Прежде всего, родители, от которых учителя или социальные школьные работники потребовали, чтобы их дети прошли обследование у невропатолога .Но поскольку очереди приходится ждать до полугода, то хотя бы на первом этапе пройти экзамен на компьютере.
Должен признать, что при всей неоднозначнности моего отношения к уровню квалификации учителей, особенно младших классов, в нашей стране, глаз у них намётан, и экзамен в подавляющем большинстве случаев показывает наличие проблем СДВГ у таких детей.
   2. Врачи-специалисты, которым результаты компьютерного экзамена помогают сделать окончательное заключение.
   3. Родители, которых тревожат особенности поведения детей и нет сил ждать полугодовые очереди к детскому врачу-невропатологу.


Экзамен T.O.V.A

1. Прежде всего в компьютере на каждого ребёнка, проходящего проверку, открывается файл, который потом может сохраняться много лет. Вносятся обычные анкетные данные: фио, возраст, пол. Как уже говорилось выше, оценка результатов зависит от пола и возраста ребёнка. После чего ребёнку вручается микровыключатель, который является главным и единственным инструментом во время экзамена.

2. На экране компьютера демонстрируются поочерёдно 2 картинки: большой белый квадрат с маленьким чёрным квадратом внутри, расположенным ближе к верхней границе белого квадрата (фиг 1) - положение target (Цель), или к нижней границе белого квадрата (фиг2) - положение nontarget (Не Цель). Между появлением двух последовательных картинок экран остаётся чёрным с белой точкой - FOCUS посередине. Ребёнок должен нажимать на кнопку микровыключателя ТОЛЬКО в том случае, если чёрный квадрат находится в положении Цель (фиг 1). Это его основная задача. Дополнительные очки он будет получать, если будет это делать быстро. НО ЕЩЁ РАЗ(!), только когда на экране демонстрируется цель! Ребёнок должен повторить, что от него требуется.

3. Упражнение.
После того что ребёнок продемонстрировал понимание задачи, проводится 2.5 минутное упражнение. Во время этого упражнения ребёнок делает абсолютно тоже самое, что и во время последующего экзамена. На экране компьютера с интервалом около 2 секунд появляется случайным образом выбранная картинка: Цель или Не Цель. По окончании упражнения на экране появляется табличка с указанием сколько и каких ошибок сделал ребёнок.

Задача испытуемого представляется достаточно простой. Простые геометрические фигуры, однозначность реакции. Казалось бы чего проще, сиди и жми. На самом деле это очень напряжённая работа, особенно для детей с проблемами внимания. Экзамен длится 22 мин и картинка экспонируется 648 (!)раз.

Это время разделено на две равные части. В первой половине target появляется редко в отношении 1: 3.5 к появлению nontarget. Редкое появление target усыпляет внимание ребёнка и при недостаточной концентрации он может не отреагировать на появление цели. В этот период измеряется невнимательность - сколько раз цель не нажата. (Omission Errors) Во второй половине, наоборот, target появляется часто, в отношении 3.5:1 к появлению nontarget. В этот период приходится всё время реагировать на появляющуюся картинку и ребёнок нажимает на выключатель и при появлении nontarget – фигуры . Количество таких ошибок определяет меру импульсивности ребёнка. (Commission Errors)

Кроме этих двух параметров определяется среднее время реакции на появление цели (Response Time) и величина разброса времени реакции в течение экзамена (Response Time Variability). Чем быстрее ребёнок реагирует, тем лучше, но не менее важным является постоянство времени реакции по ходу экзамена.

Следует сделать ещё одно замечание. Дети, которые играют на компьютере часами, могут относиться к экзамену, как к игре,и пытаются угадать какой будет следующая картинка. При этом они нажимают на выключатель ДО её появления. Компьютер фиксирует слишком быструю реакцию, что негативно сказывается на результатах.


Обработка результатов экзамена.

Когда время экзамена истекает, на экране появляется соответствующее сообщение, которое ребёнок встречает вздохом облегчения и вопросом типа: Какая у меня оценка?

Следует сказать, что результат получается не сразу. Оценку полученных результатов может дать только врач-специалист. На фиг.3 представлена таблица, в виде которой приводятся результаты обработки. Эти результаты пересылаются врачу-специалисту, который даёт по ним своё заключение и рекомендации в виде письма родителям ребёнка.

Пояснение оценки
Экзамен с риталином
Экзамен без риталина
измеряемые Факторы
Результат экзамена положительный при оценке фактора выше -1.80
Комплексный показатель обработки всех измеряемых факторов.
-0.42
-3.49
ADHD SCORE
Результат экзамена положительный при оценке фактора выше 85
107
59
OMISSION ERRORS
Результат экзамена положительный при оценке фактора выше 85
109
95
COMMISSION ERRORS
Результат экзамена положительный при оценке фактора выше 85.
103
83
RESPONSE TIME
Результат экзамена положительный при оценке фактора выше 85
105
87
RESPONSE TIME VARIABILITY


В общем случае экзамен состоит их двух проверок: одна без лекарства и вторая с лекарством.

В случае получения неудовлетворительного результата первой проверки, проводится вторая проверка для определения эффективности воздействия лекарства на ребёнка. Поскольку мы имеем дело с ребёнком, у которого предположительно есть проблемы с концентрацией внимания, экзамен следует проводить в первой половине дня, пока ребёнок не устал. В помещении, где происходит экзамен не должно быть отвлекающих факторов. Я предпочитаю проводить экзамен у пациента дома. Желательно там, где ребёнок выполняет домашние задания. Это сводит к миниуму дополнительные отвлекающие факторы. На мой взгляд, проведение двух экзаменов подряд, как это делается в некоторых учреждениях, снижает достоверность получаемых результатов, поскольку ребёнок неминуемо получает слишком большую эмоциональную и физическую нагрузку.


И ещё пара слов о риталине.

Поскольку мне в большинстве случаев приходится проводить ребёнку повторную проверку с риталином, должен сказать, что в 99% случаев результаты экзаменов существенно улучшаются. Как относиться к этой информации личное дело каждого, но что есть, то есть. И ещё. В интернете и печатных изданиях часто встречаются объявления о эффективных методах лечения СДВГ без риталина. Прежде чем Вы обратитесь по этим адресам сделайте ребёнку проверку T.O.V.A. Убедитесь, что его проблемы поведения связаны с СДВГ. А после того, как Вашего ребёнка вылечат, сделайте ещё одну, контрольную. (Я сделаю её Вам бесплатно). Вы очень поможете многим родителям и при положительном, и при отрицательном результате проверок. При положительном результате появится информация о замечательном методе лечения СДВГ без лекарств, подтверждённом объективной компьютерной проверкой, а при отрицательном Вы поможете другим родителям избежать Вашей ошибки и не тратить время на лечение ребёнка у очередного шарлатана. Обещаю,что результаты проверок будут опубликованы на сайте, естественно, без упоминания Ваших имени и фамилии.

Леонид Однопозов

Если у Вас остались вопросы, или Вы хотите записаться на экзамен Т.О.V.A или MOXO,
обращайтесь по тел. 0547512986

Copyright © 2013 Luba Blumkin. All rights reserved
Яндекс.Метрика